Поиск по сайту:



ВОСКРЕСЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ. Печать

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ.всюду жизнь ярошенко

Много горьких страниц романа посвящено и жизни народа

Эта тема издавна волновала писателя. Еще на заре своей творческой деятельности, в рассказе Утро помещика (1856) Толстой, как вы знаете, изобразил вопиющую нищету крестьянства. И в Анне Карениной немало места уделено изображению жизни пореформенной деревни. Крепостнические порядки, отразившиеся в Утре помещика, ушли в прошлое, но неизменной осталась нужда крестьянина и по-прежнему между ним и помещиком стояла стена отчуждения.

Особенно безотрадные картины народной жизни возникают в Воскресении. На страницах этого романа звучит голос писателя, ставшего выразителем чувств и интересов многомиллионной массы крестьянства.

Голод, нищета, вымирание, бесправие - вот что видит Нехлюдов и в деревне, и в городе, и в тюрьме, и по дороге в Сибирь.

Попытки Нехлюдова сделать взаимоотношения помещика и крестьян справедливыми напоминают деятельность Левина в деревне. Но в Воскресении еще отчетливее проявляется озлобление народа по отношению к его угнетателям. Ишь, ловкий какой!..- говорит один из мужиков--Даром землю отдам, только подпишись. Мало они нашего брата околпачивали. Нет, брат, шалишь, нынче мы и сами понимать стали... Подпишись, он тебя живого проглотит.

Обнажая преступность современного ему общества, Толстой нередко обращается к какой-то одной выразительной детали, которая, много раз повторяясь, приковывает внимание читателя к самой сущности социального явления. Таков образ бескровного ребеночка в скуфеечке из лоскутиков, которого видит Нехлюдов в деревне. Ребенок этот не переставая странно улыбался всем своим старческим личиком и все шевелил напряженно искривленными большими пальцами. Нехлюдов знал, что это была улыбка страдания.

Повторы отдельных образов, слов, выражений усиливают обличительное звучание текста. Рисуя государственную машину и жизнь привилегированных классов, Толстой повторяет эпитеты: великолепнейшее помещение, чрезвычайно учтивые и чистые чиновники, прекрасный, чистый, учтивый извозчик, прекрасные, учтивые, чистые городовые, прекрасная, чисто политая мостовая, прекрасные, чистые дома, швейцар в необыкновенно чистом мундире и т. д. Эти эпитеты, многократно повторяясь, создают впечатление чистой, удобной, благоустроенной жизни, которая противопоставлена в романе грязной, неустроенной, голодной жизни простых людей, жизни, где дети в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками.

Принцип контраста, подчеркивающий несправедливость системы, построенной на социальном неравенстве, определяет композицию всего произведения. Уже в начале романа мы видим жизнь природы и жизнь города, мрачную тюрьму и весеннее небо, грязные камеры и роскошную квартиру Нехлюдова. Контрастно все: и внешний облик явлений, и их сущность, и звуки, и краски, и запахи. Мы вдыхаем то свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город, то воздух темного вонючего коридора тюрьмы.

А из тюрьмы писатель приводит нас в комнату Нехлюдова, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, фиксатуаров, духов.

Средством обличения становится и чрезвычайно подробное описание быта героев. Как детально изображает Толстой великолепную обстановку квартиры Нехлюдова, куда мы попадаем из тюрьмы, подробности его туалета: и голландскую чистую ночную рубашку с заутюженными складочками на груди, и мебель в столовой, и его кровать! В том, как писатель говорит о предметах роскоши, о толстой шее, полных плечах и обложившемся жиром белом теле Нехлюдова, слышится явный сарказм.

Отношение писателя к действительности выражается и в том, что он называет порой вещи и явления не обычными, традиционно связанными с ними словами, а новыми, неожиданными, обнажающими их сущность, их истинный смысл. Рисуя церковный обряд, Толстой ризу (одеяние) священника называет парчовым мешком, иконостас - перегородкой, а богослужение именует просто манипуляциями . Оказывается, священник делает вид, что верит превращению вина в кровь и кусочков хлеба в тело бога только потому, что его духовный сан приносит ему богатые доходы. Унеся чашку за перегородку, он допил кровь, съел все кусочки тела Христова, старательно обсосав усы.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.