Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ВОСКРЕСЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ. |
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ. Много горьких страниц романа посвящено и жизни народа Эта тема издавна волновала писателя. Еще на заре своей творческой деятельности, в рассказе Утро помещика (1856) Толстой, как вы знаете, изобразил вопиющую нищету крестьянства. И в Анне Карениной немало места уделено изображению жизни пореформенной деревни. Крепостнические порядки, отразившиеся в Утре помещика, ушли в прошлое, но неизменной осталась нужда крестьянина и по-прежнему между ним и помещиком стояла стена отчуждения. Особенно безотрадные картины народной жизни возникают в Воскресении. На страницах этого романа звучит голос писателя, ставшего выразителем чувств и интересов многомиллионной массы крестьянства. Голод, нищета, вымирание, бесправие - вот что видит Нехлюдов и в деревне, и в городе, и в тюрьме, и по дороге в Сибирь. Попытки Нехлюдова сделать взаимоотношения помещика и крестьян справедливыми напоминают деятельность Левина в деревне. Но в Воскресении еще отчетливее проявляется озлобление народа по отношению к его угнетателям. Ишь, ловкий какой!..- говорит один из мужиков--Даром землю отдам, только подпишись. Мало они нашего брата околпачивали. Нет, брат, шалишь, нынче мы и сами понимать стали... Подпишись, он тебя живого проглотит. Обнажая преступность современного ему общества, Толстой нередко обращается к какой-то одной выразительной детали, которая, много раз повторяясь, приковывает внимание читателя к самой сущности социального явления. Таков образ бескровного ребеночка в скуфеечке из лоскутиков, которого видит Нехлюдов в деревне. Ребенок этот не переставая странно улыбался всем своим старческим личиком и все шевелил напряженно искривленными большими пальцами. Нехлюдов знал, что это была улыбка страдания. Повторы отдельных образов, слов, выражений усиливают обличительное звучание текста. Рисуя государственную машину и жизнь привилегированных классов, Толстой повторяет эпитеты: великолепнейшее помещение, чрезвычайно учтивые и чистые чиновники, прекрасный, чистый, учтивый извозчик, прекрасные, учтивые, чистые городовые, прекрасная, чисто политая мостовая, прекрасные, чистые дома, швейцар в необыкновенно чистом мундире и т. д. Эти эпитеты, многократно повторяясь, создают впечатление чистой, удобной, благоустроенной жизни, которая противопоставлена в романе грязной, неустроенной, голодной жизни простых людей, жизни, где дети в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками. Принцип контраста, подчеркивающий несправедливость системы, построенной на социальном неравенстве, определяет композицию всего произведения. Уже в начале романа мы видим жизнь природы и жизнь города, мрачную тюрьму и весеннее небо, грязные камеры и роскошную квартиру Нехлюдова. Контрастно все: и внешний облик явлений, и их сущность, и звуки, и краски, и запахи. Мы вдыхаем то свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город, то воздух темного вонючего коридора тюрьмы. А из тюрьмы писатель приводит нас в комнату Нехлюдова, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, фиксатуаров, духов. Средством обличения становится и чрезвычайно подробное описание быта героев. Как детально изображает Толстой великолепную обстановку квартиры Нехлюдова, куда мы попадаем из тюрьмы, подробности его туалета: и голландскую чистую ночную рубашку с заутюженными складочками на груди, и мебель в столовой, и его кровать! В том, как писатель говорит о предметах роскоши, о толстой шее, полных плечах и обложившемся жиром белом теле Нехлюдова, слышится явный сарказм. Отношение писателя к действительности выражается и в том, что он называет порой вещи и явления не обычными, традиционно связанными с ними словами, а новыми, неожиданными, обнажающими их сущность, их истинный смысл. Рисуя церковный обряд, Толстой ризу (одеяние) священника называет парчовым мешком, иконостас - перегородкой, а богослужение именует просто манипуляциями . Оказывается, священник делает вид, что верит превращению вина в кровь и кусочков хлеба в тело бога только потому, что его духовный сан приносит ему богатые доходы. Унеся чашку за перегородку, он допил кровь, съел все кусочки тела Христова, старательно обсосав усы.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.