Поиск по сайту:



ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ. Печать

 

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ.

Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, масштабами художественных обобщений. Высочайшего совершенства достигает мастерство писателя, умеющего воссоздать в малой литературной форме крупные явления жизни, сложные человеческие характеры и отношения. В 90-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости, обывательщины, духовного мещанства.

1 Цикл - несколько произведений, объединенных общей темой, идеей.

В этот период у Чехова появляются рассказы, объединенные в небольшие циклы Такова маленькая трилогия, написанная в 1898 году: Человек в футляре, Крыжовник и О любви.

Вся трилогия представляет собой нерасторжимое единство комического и трагического.

Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и себя самого: Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

И древние языки, которые БеликовБеликов кукриниксов преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни. И мысль свою он старался запрятать в футляр. Для нсго были ясны только циркуляры и газетные статьи, в торых запрещалось что-нибудь.

Болезненный страх Беликова, над которым мы смеемся, читая о его ухаживаниях за беспечной певуньей Варенькой, отравляет общественную атмосферу и становится пугающе активной силой. Трусливое, дрожащее существо, подобное щедринскому пескарю, пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию - весь город! Сам Беликов этого не понимает. Он всего-навсего повторяет: Как бы чего не вышло, вздыхает, ноет да еще ходит по учительским квартирам и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него поддерживать добрые отношения с товарищами. Но в стране, где господствовал полицейский сыск, донос, судебная расправа, где преследовалась живая мысль, доброе чувство, одного вида Беликова было достаточно, чтобы привести в трепет. Так под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, человечное: Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте... .

За фигурой Беликова мы видим беликовщину - типическое явление общественной жизни России 80-90-х годов прошлого века.

Имя Беликова стало нарицательным, как имена Хлестакова, Чичикова, Манилова, Иудушки Головлева.

Беликов умер единственно от страха перед жизнью, и хоронить его было большим удовольствием, как признался рассказчик этой истории - учитель Буркин. Но смерть Беликова не могла избавить город от беликовщины. Жизнь и после его похорон осталась такой же, как была,- не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне.

И тем не менее рассказ не оставляет ощущения безнадежности. В нем изображены и силы, враждебные беликовщине. Таков учитель-демократ Коваленко. Он открыто выступает против футлярного прозябания: Не понимаю... как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. В этой отповеди слышны гневные интонации щедринской сатиры.

И Буркин, сослуживец Беликова, хоть избегает, в отличие от Коваленко каких-либо выводов и оценок политического характера (сказывается привычная осторожность), хоть и пытается объяснить жизнь Беликова особенностями его характера, рисует бели-ковщину как общественное зло. Очевидно, что симпатия Бур-кина на стороне Коваленко. Приглушенным протестом против духовного угнетения, затаенной тоской о чистой, вольной общественной атмосфере звучат слова Буркина: Ах, свобода, свобода. Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли? Открыто ненавидит беликовщину слушатель Буркина, старый ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Но оба они не знают, как вырваться из пут футлярного существования.

Иван Иваныч повествует о другом футлярном человеке - своем брате Николае Иваныче (Крыжовник). Это человек, который больше всего на свете желал приобрести в собственность-клочок земли и есть не купленный, а свой собственный крыжовник.

Николай Иваныч много лет выполнял скучную работу мелкого чиновника. Женился он ради денег, своей скаредностью загнал жену в могилу и ценой долгих лишений под старость купил имение. Он наслаждается, наконец, собственным крыжовником, он разъелся, разжирел, того и гляди хрюкнет в одеяло. Новоявленный помещик, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, приобрел самомнение самое наглое, произносит одни только истины и таким тоном, точно министр...

Мы видим, что и этот вариант футлярного существования не только смешон, но и страшен. Страшно превращение человека в животное. Еще страшнее его стремление подчинить себе окружающих. Ведь Николай Иваныч вообразил себя благодетелем мужиков: лечит их от всех болезней касторкой и содой, в день своих

..................

 

Герой рассказа Попрыгунья (1892) -Осип Степанович Дымов- врач-подвижник, врач-ученый. Это необыкновенный человек, редкий, подающий огромные надежды. Но Дымов гибнет, подобно Базарову, не осуществив этих надежд.

Трагедия Дымова порождена его соприкосновением с миром пошлости и суеты, где порхает его жена Ольга Ивановна, вообразившая себя артисткой и художницей, окруженная знаменитыми друзьями и знакомыми. Это типичный для 80-90-х годов круг интеллигентов-мещан, внешне интересных и блестящих, внутренне - мелких и тусклых.

Ольга Ивановна, пожалуй, и любит своего Дымова. Ее лишь стесняет, что муж такой обыкновенный, ничем не замечательный человек. Всю жизнь она жадно ищет знаменитостей, чтобы боготворить их, греться в лучах их славы. И она не может устоять перед такими романтическими (а в действительности - такими пошлыми) ухаживаниями известного художника Рябовского.

Узнав об измене жены, Дымов по-прежнему добр, деликатен, великодушен... Он любит - и любит так, как может любить лишь большое, верное и щедрое сердце. Беда только, что это сердце слишком кротко, слишком уступчиво перед лицом лжи и пошлости... Измученный этой ложью, тоскующий, усталый, Дымов допускает страшную оплошность. Спасая больного ребенка, он по неосторожности глотает смертельную дозу дифтеритного яда.

Только теперь Ольга Ивановна вдруг поняла: ...это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. Прозевала! Прозевала! - словно бы говорит ей все вокруг. Что прозевала? Жизнь? Любовь? Редкого человека? Нет, возможность боготворить знаменитость, молиться на нее... -

А Дымов - уже из небытия - улыбнулся жене своей неизменно кроткой улыбкой. Смерть Дымова потрясает, она вызывает непереносимую горечь, ненависть к миру, где процветает пошлость и гибнет подлинно великое.

Чехов побуждает читателей задуматься: как изменить жизнь? Его рассказы порождают убеждение: выход надо найти.

Герои рассказа Дама с собачкой (1898) тонут незаметно, день за днем в трясине футлярной жизни. По скупым штрихам мы можем воссоздать их историю. Гурова женили на женщине, чуждой ему, и он стал ей изменять. В жизни Гурова сплошные но - тревожный признак начавшейся деградации: пО образованию он филолог, но служит в банке, готовился когда-то петь в опере, но бросил.

Подобные но коверкают жизнь и Анны Сергеевны, с которой познакомился герой рассказа в Ялте. Она замужем, но чувствует в своем муже-чиновнике лакейскую душу. Еще до встречи с Гуровым она думала: Ведь есть же... другая жизнь. Именно тоска по иной жизни и явилась причиной того, что Анна Сергеевна, женщина глубоко порядочная и чистая, сблизилась с Гуровым. Он кажется ей добрым, необыкновенным, возвышенным. Гуров же поначалу воспринимал роман с Анной Сергеевной как милое и легкое приключение.

Но, по словам Чехова, влюбленность указывает человеку, какнмон должен быть. Именно это перерождение и происходит с Гуровым и Анной Сергеевной. По контрасту с любовью проступает наружу незаметная прежде пошлость окружающей жизни: ненужные дела и разговоры все об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Герои стали лучше и чище, рядом с их прежней ложной жизнью встала другая, полная большого, настоящего чувства. ...Эта их любовь изменила-их обоих, - говорит Чехов. Они не знают, как освободиться от пут прежней жизни. Но и смириться с бескрылой жизнью не могут.

И казалось, что еще немного -и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь, и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.