Поиск по сайту:



УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕАЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Печать

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕАЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Творчество Чехова с каждым годом все шире охватывает различные стороны русской жизни. В конце 90-х и начале 900-х годов Чехов создает цикл произведений о деревне: Мужики (1897), Новая дача (1899), В овраге (1900). Образы людей из парода появлялись и ранее в произведениях Чехова, например в Степи, но в 90- 900-е годы, в период назревания революции, писателя привлекают важнейшие проблемы жизни русской деревни, судьбы крестьянства в целом. В противовес либерально-народнической литературе, идеализировавшей мужика, Чехов, основываясь на глубоком знании жизни, правдиво воспроизводит светлые и мрачные стороны крестьянского быта.

Отношение Чехова к народу выражено устами одного из era героев (повесть Моя жизнь): Каким бы неуклюжим зверем ни казался мужик, идя за своею сохой, и как бы ом ни дурманил себя водкой, все же, приглядываясь к нему поближе, чувствуешь, что в нем есть то нужное и очень важное, чего нет, например, в Маше и в докторе , а именно, он верит, что главное на земле - правда и что спасение его и всего народа в одной лишь правде, и потому больше всего на свете он любит справедливость.

Повесть В овраге знакомит нас с темным бытом села Укле-ева, вводит в дом лавочника, ловкого торгаша Григория Цыбуки-на. Обман, жестокость, тупая жадность царят в его семье. Мораль этой семьи воплощена в образе жены одного из сыновей Цыбу-кина - красавицы Акснньи, которую писатель сравнивает с гадюкой.

Повесть производила бы тяжкое, удручающее впечатление, если бы в ней не была освещена и другая сторона жизни. Светлое начало, которое противостоит миру Цыбукиных, связано с образом Липы - замечательно красивой девушки-батрачки, которую отдали за Анисима, младшего Цыбукина. Красота ее совсем иная, нежели змеиная красота Аксиньи. Чистотой, одухотворенностью веет от трогательного облика Липы. Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски - доверчиво и с любопытством. Она выросла в нужде, как и ее запуганная, измученная мать, и работа стала неотъемлемой частью ее существования - об этом свидетельствуют большие мужские руки, нарушающие гармонию ее хрупкой красоты.

Липа тянется к правде и добру. В словах автора воплощены и ее чувства: Как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью.

В семье Цыбукиных Липе не суждено найти правду. Аксинья убивает ее ребенка, чтобы ему не досталось наследство, а затем и ее прогоняет из дома.

Но Липа не одна на свете. С мертвым младенцем на руках она возвращается домой из больницы, и встречный старик утешает ее: Жизнь долгая - будет еще и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка Россия! Так за нежным, грустным образом Липы встает образ народной Руси, и горе молодой женщины сливается с горем народным.

Авторская позиция выражена в словах плотника Костыля: ...кто же старше? Купец первой гильдии или плотник? Стало быть, плотник, деточки! Костыль подумал и добавил: Оно так, деточки. Кто трудится, кто терпит, тот и старше.

Страшно цыбукинское змеиное логово, но оно не вечно, ибо все на земле только и ждет, чтобы слиться с правдой,





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.