Методическое руководство |
Правила рус - языка |
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ |
СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ Из этих сборников Некрасов выбирал, бережно перерабатывая, те материалы, которые свидетельствовали о неостывающей ненависти народа к своим угнетателям. Такими социально заострёнными являются, например, многие пословицы и поговорки, встречающиеся в поэме: Хвали траву в стогу, а барина в гробу; Рабочий конь солому ест, а пустопляс - овёс; Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются; Под бороной спасается от частого дождя; Наши топоры лежали до поры; С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат; Горда свинья: чесалася о барское крыльцо. О том, как бережно Некрасов использовал нужный ему подлинный фольклорный материал, можно судить по следующему примеру: у Вл. Даля поэт встретил пословицу: «Мы и там (в аду.- Ред.) служить будем на бар: они будут в котле кипеть, а мы станем дрова подкладывать». В поэме мужики так говорят о себе и господах: В кромешный ад провалимся, Так ждёт и там крестьянина Работа на господ! - Что ж там-то будет, Климушка? - А будет, что назначено: Они в котле кипеть, А мы дрова подкладывать! Связь с народным творчеством проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы. Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом и о чём поспорили. Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «пов ыжи-ла» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение: В домишки не ворочаться. Не видеться ни с жёнами,, Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми. Покуда спору нашему Решенья не найдём, Покуда не доведаем Как ни на есть,- доподлинно, Кому жить любо-весело, Вольготно на Руси. Повтор - частый приём устной народной поэзии, и Некрасов им пользуется во многих местах поэмы. Почти целиком на материале народного творчества построена вторая часть поэмы - «Крестьянка». Так, почти без изменений вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Спится мне, младенькой, дремлется» и др. На основе записи Рыбникова были созданы обращение девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямёхонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не мёдом полита». Из сборника Барсова Некрасов почерпнул материал для скорбного плача матери по умершему ребёнку: Ой, плогнички-рабогнички! Какой вы дом построили Сыночку моему? Окошки не прорублены, Стеколышки не вставлены, Ни печи, ни скамьи! Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасоз особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края». Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов. Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли, в частности, в основу главы «Дёмушка». В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой: Проснулось эхо гулкое... Никто его не видывал, О А слышать всякий слыхивал, Без тела - а живёт оно, молчит, Без языка - кричит. Пришла весна - сказался снег! Летит - молчит, лежит - Когда умрёт, тогда ревёт. Народно-поэтические материалы, введённые в поэму, стали естественными составными её элементами. Это случилось потому, что Некрасов удивительно верно угадал дух народной поэзии, и потому, что его собственная поэтическая манера была подлинно народной. Внутренняя близость между творчеством народа и поэзией Некрасова оказалась настолько тесной,что многие песни, созданные им по образцу народных: «Весёлая», «Барщинная», «Голодная», «Солёная», «Солдатская», «Есть у Пахомушки жёнка да дети» и др.,- вошли в песенный обиход народа. Некрасов не только черпал из народных поэтических родников, но и сам обогащал народ своими поэтическими созданиями.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.