Поиск по сайту:



Литература: Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ Печать

СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Из этих сборников Некрасов выбирал, бережно перерабатывая, те материалы, которые свидетельствовали о неостывающей ненависти народа к своим угнетателям. Такими социально заострёнными являются, например, многие пословицы и поговорки, встречающиеся в поэме:

Хвали траву в стогу, а барина в гробу; Рабочий конь солому ест, а пустопляс - овёс; Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются; Под бороной спасается от частого дождя; Наши топоры лежали до поры; С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат; Горда свинья: чесалася о барское крыльцо.

О том, как бережно Некрасов использовал нужный ему подлинный фольклорный материал, можно судить по следующему примеру: у Вл. Даля поэт встретил пословицу: «Мы и там (в аду.- Ред.) служить будем на бар: они будут в котле кипеть, а мы станем дрова подкладывать». В поэме мужики так говорят о себе и господах:

В кромешный ад провалимся,

Так ждёт и там крестьянина

Работа на господ!

- Что ж там-то будет, Климушка?

- А будет, что назначено:

Они в котле кипеть,

А мы дрова подкладывать!

Связь с народным творчеством проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы. Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом и о чём поспорили. Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «пов ыжи-ла» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение:

В домишки не ворочаться.

Не видеться ни с жёнами,,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми.

Покуда спору нашему

Решенья не найдём,

Покуда не доведаем

Как ни на есть,- доподлинно,

Кому жить любо-весело,

Вольготно на Руси.

Повтор - частый приём устной народной поэзии, и Некрасов им пользуется во многих местах поэмы. Почти целиком на материале народного творчества построена вторая часть поэмы - «Крестьянка».

Так, почти без изменений вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Спится мне, младенькой, дремлется» и др.

На основе записи Рыбникова были созданы обращение девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямёхонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не мёдом полита».

Из сборника Барсова Некрасов почерпнул материал для скорбного плача матери по умершему ребёнку:

Ой, плогнички-рабогнички!

Какой вы дом построили

Сыночку моему?

Окошки не прорублены,

Стеколышки не вставлены,

Ни печи, ни скамьи!

Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасоз особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края». Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов. Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли, в частности, в основу главы «Дёмушка».

В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:

Проснулось эхо гулкое...

Никто его не видывал, О

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живёт оно, молчит,

Без языка - кричит.

Пришла весна - сказался снег!

Летит - молчит, лежит -

Когда умрёт, тогда ревёт.

Народно-поэтические материалы, введённые в поэму, стали естественными составными её элементами. Это случилось потому, что Некрасов удивительно верно угадал дух народной поэзии, и потому, что его собственная поэтическая манера была подлинно народной. Внутренняя близость между творчеством народа и поэзией Некрасова оказалась настолько тесной,что многие песни, созданные им по образцу народных: «Весёлая», «Барщинная», «Голодная», «Солёная», «Солдатская», «Есть у Пахомушки жёнка да дети» и др.,- вошли в песенный обиход народа. Некрасов не только черпал из народных поэтических родников, но и сам обогащал народ своими поэтическими созданиями.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.