Поиск по сайту:



Литература XIX века ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАСЦВЕТ ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ, ТЕАТРА.
ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАСЦВЕТ ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ, ТЕАТРА. Печать

 

ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАСЦВЕТ ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ, ТЕАТРА.

Творчество великих русских писателей второй половины XIX века, взгляды революционеров-демократов на искусство воздействуют на развитие живописи, музыки, театра. Происходит и обратное влияние. Расширяется взаимное обогащение искусств, которое началось в эпоху Пушкина и Глинки, Гоголя и Федотова, Белинского и Щепкина. Отражение коренных интересов народа, изображение подлинной правды жизни, борьба против чистого искусства, уводящего от общественных вопросов, - вот что определяет развитие русского искусства XIX века.

В 60-е годы группа выпускников Академии художеств во главе с И. Н. Крамским объединилась в Артель художников. Молодые живописцы были горячими сторонниками взглядов Чернышевского, Добролюбова, замечательного искусствоведа В. В. Стасова. Они стремились правдиво изображать действительность, раскрывать в творчестве свои демократические убеждения.

В начале 70-х годов из Артели выросло Товарищество передвижных выставок. Вплоть до конца 90-х годов оно объединяло многих лучших художников России и пропагандировало передовое изобразительное искусство. Выставки, организованные Товариществом в разных городах России, познакомили русское общество с такими созданиями реалистического искусства, как Петр I допрашивает царевича Алексея... Н. Н. Ге, Рожь И. И. Шишкина, Курсистка П. А. Ярошенко, Утро стрелецкой казни В. И. Сурикова, и многими другими. Всегда оставаясь верными правде и демократическим идеалам, передвижники касались самых разнообразных сторон жизни. Вспомните хотя бы знакомые вам картины В. Г. Перова, рисующие безрадостное детство (Тройка), горе крестьянки-вдовы (Проводы покойника), обличающие лицемерие и корыстолюбие духовенства (Сельский крестный ход на пасхе, Чаепитие в Мытищах), самодовольную тупость купечества (Приезд гувернантки в купеческий дом).

С передвижниками был связан в начале своего творческого пути репин арест пропагандистаИ. Е. Репин, великий реалист, соратник Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Передвижником стал и Й. И. Левитан, друг А. П. Чехова. Тонкий лирик, влюбленный в родную природу, Левитан в своих пейзажах раскрывал духовный мир человека, жаждущего гармонии и красоты.

Благотворное влияние передовой литературы и критики сказывается и на развитии русского музыкального искусства.

А. С. Даргомыжский, отстаивая правду жизни в музыке, поддерживает и вдохновляет кружок молодых музыкантов, названный позднее Могучей кучкой. Члены этого кружка -М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин - были не только музыкантами, но и мыслителями, близкими по своим взглядам к Добролюбову и Чернышевскому. Даргомыжский участвовал в издании боевого революционно-демократического журнала Искра.

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям - так определил Мусоргский требования к музыке, выражая взгляды своего кружка.

Члены Могучей кучки создали произведения, которые составляют гордость русского и мирового искусства. Это Борис Годунов и Хованщина Мусоргского, Князь Игорь Бородина, Снегурочка и Царская невеста Римского-Корсакова и многие другие оперы, романсы, симфонические произведения.

Реалистическое раскрытие внутреннего мира человека, обращение к сложным философским проблемам, внутренний драматизм, свойственные русской литературе второй половины XIX века, нашли гениальное воплощение и в музыке П. И. Чайковского. В поисках идей и сюжетов для своих произведений композитор часто обращался к литературе, к творчеству Пушкина, Фета, А. Толстого.

Симфонии Чайковского, его балеты, оперы Евгений Онегин, Пиковая дама, Мазепа исполняются в наши дни во всем мире.

Лучшие русские актеры и режиссеры второй половины XIX века утверждали реализм на сцене. Они боролись с театральным штампом, безыдейностью и безвкусицей, за развитие традиций великого Щепкина, за правдивость и высокую идейность сценического искусства.

Школой реализма стал Московский Малый театр, с которым связана деятельность выдающегося драматурга А. Н. Островского. Театр этот и поныне называют домом Островского.

Среди многих замечательных актеров Малого театра одно из первых мест принадлежит М. Н. ЕрмоловойМ. Н. Ермоловой. Она создала образ передовой женщины, выступающей против семейного и общественного гнета, против пошлой морали собственников. Ее игра была овеяна правдой и силой чувства, героическим пафосом. После спектаклей с участием Ермоловой нередко демократическое студенчество выходило из театра с революционными песнями. Когда мы вспоминаем... ваши образы, палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету, нам хочется крикнуть историкам наши требования, чтобы в их книгах рядом с портретами бойцов за свободу портрет Ермоловой находился на одном из почетных мест,- говорил, обращаясь к великой актрисе, В. И. Немирович-Данченко.

Имя самого Немировича-Данченко, замечательного театрального деятеля, а также имя его соратника - великого актера, режиссера, театрального педагога К. С. Станиславского связаны с историческими преобразованиями русского театра в конце XIX века. Храня и развивая лучшие традиции русского сценического искусства, Станиславский и Немирович-Данченко с группой талантливых молодых актеров создали Московский Художественный театр. Программа начинающегося дела была революционной, - вспоминал впоследствии Станиславский.- Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций... и против ничтожного репертуара тогдашних театров. Подлинным рождением нового театра явилась постановка пьесы Чехова Чайка в 1898 году.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.