Поиск по сайту:



ЧТОБЫ НЕ ПЛАКАЛО БОЛЬШЕ ДИТЁ... Печать

 

ЧТОБЫ НЕ ПЛАКАЛО БОЛЬШЕ ДИТЁ...

Это был очень бледный, с землистой болезненной бледностью, немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом... Как будто каждый мускул на этом лице с впалыми щеками и широким возвышенным лбом одухотворен был чувством и мыслью. И эти чувства и мысли неудержимо просились наружу, но их не пускала железная воля этого тщедушного и плотного в то же время, с широкими плечами, тихого и угрюмого человека. Он был весь точно замкнут на ключ... только тонкие, бескровные губы нервно подергивались, когда он говорил. Так одна из современниц Достоевского рисует писателя в последние годы его жизни.

В эти годы он сближается с реакционными кругами, в частности с таким мракобесом, как обер-прокурор синода Победоносцев, редактирует реакционное периодическое издание Гражданин, полемизирует с революционно-демократическими деятелями.

Но обличение буржуазного мира - мира страданий и зла, бунт против него, неутихающая боль за униженных и оскорбленных, мечта о братстве людей и о гармонически развитом человеке - все то, что делает писателя великим гуманистом, было чуждо Победоносцеву и близко революционной демократии.

...Верую... что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется,- мечтал Достоевский.

Писатель видит свое предназначение в том, чтобы указать человечеству выход из царства наживы, эгоизма, взаимной вражды. Но мысль его бьется в тисках неразрешимых противоречий. Я- дитя века, дитя неверия и сомнения...- писал Достоевский еще в 1854 году.- Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем больше во мне доводов противных!

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала,- вот к чему стремился великий романист. Психологизм Достоевского основан на этом страстном стремлении. Он присталь- но изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устро- енном обществе, обнажает глубины человеческой души, загля- дывая в ее самые потаенные уголки, детально изображает зигзаги, трагические заблуждения, противоречия больного соз- нания. .

На страницах романов Достоевского часто воспроизводится стремительный поток мыслей его героев, вскрываются сокровенные мотивы их поступков. Иной раз описанию одного дня посвящаются десятки страниц - писатель шаг за шагом прослеживает все оттенки и сложные переплетения чувств и мыслей своих персонажей.

Рго и соптга (За и против)-так называется одна из частей Братьев Карамазовых (1879-1880). Название это отражает характер всего творчества писателя и его последнего романа. В этом произведении звучит голос человека, истерзанного сомнениями. Сомнения терзают и его героев.

Бунт против религии, против мира, где дитё плачет, где льются слезы, пропитавшие землю до самой сердцевины,- это бунт не только одного из главных персонажей романа, Ивана Карамазова, но и самого Достоевского. И вместе с тем любимый герой писателя,- Ллеша Карамазов,- страстный поборник религии, проникнутый духом христианской любви, смирения и всепрощения. Однако противоречия, сомнения терзают и тихого Алешу. Совсем не в духе православной морали он твердо говорит, что помещика, затравившего собаками ребенка на глазах у матери, надо расстрелять.

Братья Карамазовы-роман наиболее полно отразивший идейные метания Достоевского. В центре внимания романиста - страстные искания русских мальчиков, пытающихся разобраться в предвечных вопросах, о которых толкует вся молодая Россия.

На страницах романа разворачиваются острые драматические события, происходят катастрофические столкновения, разгораются страстные споры. Но основной пафос Братьев Карамазовых выражен в словах: Сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, не плакала бы и черная, иссохшая мать дитяти... чтоб не было вовсе слез ни у кого. И чтобы сейчас это сделать, не отлагая и несмотря ни на что!

Братья Карамазовы, по замыслу писателя, должны были составить лишь первую часть грандиозного романа о духовных исканиях русских мальчиков. Но смерть помешала завершить этот замысел.

Достоевский скончался 28 января 1881 года, достигнув вепши-ны славы, но так и не найдя решения жгучих вопросов, над которыми он бился всю жизнь.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.