Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КОГДА УЖЕ НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ... |
КОГДА УЖЕ НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ... Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах - жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды. Писатель говорит суровую правду о положении униженных и оскорбленных бедняков в капиталистическом обществе. Их удел - страдания и гибель. О жизни петербургских окраин писал и Некрасов. Страшные, мрачные сцены возникали в его стихотворениях. Вот одна из них: Под жестокой рукой человека, Чуть жива, безобразно тоща, Надрывается лошадь-калека, Непосильную ношу влача. Вот она зашаталась и стала. Ну!-погонщик полено схватил (Показалось кнута ему мало) - И уж бил ее, бил ее, бил! Эта зарисовка с натуры сделана Некрасовым в цикле О погоде, за несколько лет до выхода в свет Преступления и наказания. Нечто подобное представляется во сне Раскольникову. Образ избитой до смерти тощей клячонки становится символом безграничного страдания. Безысходное горе маленького человека мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?-в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова ............ ............... Писатель совершает великие открытая. Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории, сознание своей исключительности, презрение к человеческому муравейнику- все рассеивается перед величием истинной любви к людям. Мы ощущаем непобедимую силу этого чувства, и евангелие, о котором говорится на последней странице, не может заслонить от нас главного: мужества человека, сумевшего преодолеть невыносимую нравственную пытку, и животворной силы женской любящей души. Вслед за гениальным писателем мы думаем о величии той задачи, которую он ставил перед истинным искусством: Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств... оправдание униженных и всеми отринутых партий общества.
ЛИТЕРАТУРА Добролюбов Н. А. Забитые люди. Писарев Д. И. Борьба за жизнь. Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статей. М., 1956. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В двух томах. М., 1964. Белкин А. А. Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. В кн. Русская классическая литература. Разборы и анализы. Составитель Д. Устюжанин. М., 1909. Гроссман Л. Достоевский. Изд. 2-е. М., 1965 (серия Жизнь замечательных людей). Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольннкова. М., 1970. Саруханян Евгения. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. Это в В. И. Ф. Л. Достоевский. Очерк творчества. М., 1968.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.