Методическое руководство |
Правила рус - языка |
Таблица 6 - "е" и "и" в окончаниях имен существительных |
Таблица 6 - "е" и "и" в окончаниях имен существительныхТаблица 6 имеет обобщающий характер. Цель - ее состоит в том, чтобы способствовать развитию у учащихся сознательных и прочных навыков правописания падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонений. Таблица знакомит учащихся с двумя способами определения падежных окончаний имен существительных:
Эту таблицу целесообразно использовать и в процессе повторения изученного материала о склонении имен существительных. В таблице имеются три колонки, в них даны окончания: и - в родительном падеже существительных 1-го и 3-го склонений, в дательном и предложном падежах существительных 3-го склонения и e - в дательном и предложном падежах существительных 1-го и 2-го склонений. Учащиеся читают про себя заглавие таблицы, всматриваются в названия трех ее колонок, читают то, что имеется в каждой из колонок таблицы. Затем под руководством учителя дети объясняют содержание таблицы, отвечая на вопросы учителя:
После того как таблица прочитана учащимися, учитель вместе с ними сопоставляет падежные окончания существительных в трех указанных падежах и делает вывод:
Затем учитель спрашивает, почему во второй колонке против родительного и дательного падежей ничего не написано. Учитель помогает детям разобраться в том, что существительные 2-го склонения мужского рода (дом, день), среднего рода (окно, поле) в родительном падеже имеют окончания а, я (стола, коня, окна, поля), в дательном падеже у, ю (столу, коню, окну, полю); в данной же таблице сопоставляются окончания существительных и и е, и поэтому во второй колонке не указаны окончания названных падежей существительных 2-го склонения. Целесообразно дать учащимся существительные (написать их на доске) 1, 2 и 3-го склонений. Например: вода, деревня; стол, день, лошадь, печь. Дети читают эти слова, находят в них ударение, находят безударные слоги. Затем записывают эти слова в родительном, дательном и предложном падежах. Учитель обращает внимание учащихся также на то, что безударные падежные окончания имен существительных 1-го и 2-го склонений можно проверить подстановкой существительных с ударным окончанием, например: в деревне (как в воде); из деревни (как из воды); по деревне (как по воде) и т. д. Целесообразно в конце работы по таблице еще раз вместе с учащимися повторить выводы о том, какими способами можно проверить безударные падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Для этого необходимо:
Таблицу на некоторое время следует оставить висеть в классе для того, чтобы дети постепенно запоминали падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений в трех указанных падежах и пользовались таблицей для справок. Рекомендуется, чтобы учащиеся записали содержание таблицы в свои тетради.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.