Методическое руководство |
Правила рус - языка |
НЕКРАСОВ Н.А КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ (с иллюстрациями) |
КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ - НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ"Однажды, в студеную зимнюю пору"*** Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши - живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай, и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи, Летит и другая какая-то птица По тени узнал я ворону как раз; Чу! Шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Я замер: коснулось души умиленье... Чу! Шепот опять!
Первый голос Борода! Второй А барин, сказали!.. Третий Потише вы, черти! Второй У бар бороды не бывает - усы. Первый А ноги-то длинные, словно как жерди. Четвертый А вона на шапке, гляди-тко - часы! Пятый Ах, важная штука. Шестой И цепь золотая... Седьмой Чай, дорого стоит? Восьмой Как солнце горит! Девятый А вона собака - большая, большая Вода с языка-то бежит. Пятый Ружье! Погляди-тко: стволина двойная. Замочки резные... Третий (с испугом) Глядит! Четвертый Молчи, ничего! постоим еще, Гриша! Третий Прибьет...
Испугались шпионы мои И кинулись прочь: человека заслыша, Так стаей с мякины летят воробьи. Затих я, прищурился - снова явились, Глазенки мелькают в щели. Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли: «Такому-то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи! И видно, не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой...» - «Услышит, молчи!»
О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей...
....................................................... Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!» Мы оба нагнулись, да разом и хвать -Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!» Зато мы потом их губили довольно И клали рядком на перила моста.
..................................................... Грибная пора отойти не успела, Гляди - уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. Испугана пеньем, ауканьем, смехом, Взлетит ли тетеря, закокав птенцам, Зайчонок ли вскочит - содом , суматоха! Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился... ну, бедному плохо! Живого в деревню тащат с торжеством...
«Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, Пора за работу, родной!» Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной: Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает,зерно. Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенцам «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем...
Однако же зависть в дворянском дитяти Посеять нам было бы жаль. Итак, обернуть мы обязаны, кстати, Другой стороною медаль. Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он,знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки. Зато ему рано знакомы труды...
Однажды, в студеную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок
«Здорово, парнище!» - «Ступай себе мимо!» - «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» - «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) «А что, у отца-то большая семья?» —«Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...» —«Так вот оно что! А как звать тебя?»
—«Власом». —«А кой тебе годик?» - «Шестой миновал... Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
............................................... Теперь нам пора возвратиться к началу. Заметив, что стали ребята смелей, «Эй, воры идут! - закричал я Фингалу,- Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!» Фингалушка скорчил серьезную мину, Под сено пожитки мои закопал, С особым стараньем припрятал дичину, У ног моих лег - и сердито рычал. Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти не могла, Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха! Командуют сами! - «Фингалка, умри!»
—«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!» —«Смотри - умирает - смотри!» Я сам наслаждался, валяясь на сене, Их шумным весельем. Вдруг стало темно В сарае: так быстро темнеет на сцене, Когда разразиться грозе суждено. И точно: удар прогремел над сараем, В сарай полилась дождевая река, Актер залился оглушительным лаем, А зрители дали стречка! Широкая дверь отперлась, заскрипела, Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела Над нашим театром как раз. Под крупным дождем ребятишки бежали Босые к деревне своей... Мы с верным Фингалом грозу переждали И вышли искать дупелей. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ сокращенная (с иллюстрациями)
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.