Поиск по сайту:



РОЛЬ ГРОТЕСКА В ОБЛИЧЕНИИ ПОРОКОВ ОБЩЕСТВА. Печать

 

угрюм бурчеев ройтерРОЛЬ ГРОТЕСКА В ОБЛИЧЕНИИ ПОРОКОВ ОБЩЕСТВА.

Главной задачей сатиры Салтыков-Щедрин считал исследование явлений общественной жизни, коренных социальных язв и пороков. Чтобы глубже их постигнуть и отчетливее изобразить, писатель-реалист придает своим образам фантастический характер, нередко прибегает к гротеску. Гротеск - изображение действительности в преувеличенном уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. В сатире Щедрина появляются фантастические учреждения! (Министерство побед и одолений, Департамент государственных умопомрачений), фантастические должности (Дыба - чиновник для преступлений, Удав - чиновник для чтения в сердцах). Но фантастика у Щедрина - метод сатирического изображения действительности. Призрачность, безумие реального мира .

Сатирическая фантастика- обнажить сущность явления, которое исследует писатель. Вот, например, реально-фантастическая сцена, героем которой является хорошо нам знакомый гри-боедовский Молчалин (В среде умеренности и аккуратности). В изображении Щедрина это человек, развращенный самодержавно-бюрократическим строем и ставший участником его злодеяний. Я видел однажды Молчалина, - рассказывает сатирик, - KOTOS рый, возвратившись домой с обагренными бессознательным преступлением руками, преспокойно принялся этими самыми руками разрезывать пирог с капустой.

- Алексей Степанович! - воскликнул я в ужасе.- Вспомните, ведь у вас руки...

- Я вымыл-с,- ответил он мне совсем просто, доканчивая раз- резывать пирог...

В этой бытовой и вместе с тем фантастической сцепе вскрывается самая сущность Молчалиных--ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови. Оказывается, один и тот же человек может быть преступником на общественном поприще и 4 оставаться добрым отцом семейства. Как видим, сатирическая фантастика способствует наиболее точному и образному выражению мысли сатирика. Окровавленные руки, разрезающие капустный пирог, забыть невозможно.

Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе. Писатель понимал, как далеко современное ему общество от этих идеалов, как безобразна окружающая действительность, как прочно укоренились черты деспотизма и рабства, как трудно бороться с ними. Поэтому в его произведениях комическое сочетается с уродливым, страшным, появляются на первый взгляд странные гротескные образы, сатира часто переходит в трагедию.история одного города кукрыниксов

Мастерски использует Щедрин прием гротеска в своей знаменитой Истории одного города. Это история, содержанием которой является беспрерывный испуг, история, которая сводится к тому, что градоначальники секут, а обыватели трепещут. Однако сам Щедрин отмечал, что его произведение вовсе не опыт исторической сатиры: Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Жизнь города Глупова на протяжении многих веков - это жизнь, находящаяся под игом безумия. Поэтому она изображается в уродливо-комическом виде: здесь все фантастично, невероятно преувеличено, все смешно и вместе с тем страшно. Вчитайтесь в характеристики из Описи градоначальникам, в разное время в город Глупов от российского правительства поставленным:

Прыщ, майор, Иван Пантелеевич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства...

Угрюм-Бурчеев, бывый прохвостРазрушил старый город и построил другой на новом месте.

Перехват - Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор... Въехав в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки. Градоначальник Брудастый (глава Органчик) имел в голове некий механизм, воспроизводящий только два слова: не потерплю! и разорю! Но, оказывается, двух этих слов достаточно, чтобы править Глуповым! Гротеск и гипербола (преувеличение) обнажают самую сущность общественных отношений. Правителем Глу-пова может быть безмозглое существо, с помощью угроз приводящее жителей к повиновению.

Все градоначальники - невежды и проходимцы, реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение, другой его упраздняет; один строит город, другой его разрушает; один замостил улицы, другой размостил и из добытого камня соорудил памятники...

История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоправителе Прыще, который делами совсем не занимался, так как у него была голова, начиненная фаршем. А наиболее страшный из всех градоначальников - это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает самую сущность единовластия, тупой и слепой силы. У него был взор, свет-

 

 

лый, как сталь, взор, совершенно свободный от мысли. Портрет его дается на фоне такого пейзажа: пустыня, посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель...

В рецензии на Историю одного города Тургенев показал, как гротеск в этом произведении помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества. Тургенев отмечает, что сатира преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее существа. Рецензента восхищают серьезный и жестокий юмор сатирика, свойственный ему ясный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения. История одного города свидетельствует о том, что Щедрин знает свою родную страну лучше кого бы то ни было.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.