Поиск по сайту:



Литература: Анализ творчества литераторов ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ПРОТИВ КРОМЕШНОГО АДА БЕССМЫСЛЕННОЙ И НЕНОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
ПРОТИВ КРОМЕШНОГО АДА БЕССМЫСЛЕННОЙ И НЕНОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Печать

 

ПРОТИВ КРОМЕШНОГО АДА БЕССМЫСЛЕННОЙ И НЕНОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Достоевский оказался в самом центре общественной борьбы. Ни одно сколько-нибудь значительное событие не проходит мимо него, все отражается в его возбужденном, лихорадочно работающем сознании. Произведения его отличаются самой острой злободневностью, говорят о жизненно важных проблемах современности, и прежде всего о страшных контрастах богатства и бедности, тиранства и покорности, о страданиях маленького человека, о путях к разумно устроенному человеческому обществу.

С величайшим напряжением Достоевский работал как художник, как публицист и редактор. Вместе с братом он издает журнал Время (с 1861 г.), а после его запрещения - журнал Эпоха (с 1864 г.). Характерно само название журналов, подчеркивающее их злободневность.

Первый номер журнала Время открывался новым романом Достоевского Униженные и оскорбленные (1861). Это произведение близко по духу к Бедным людям. Та же великолепная и ук-. рашенная многочисленными памятниками столица, где в подвалах и на чердаках ютятся и погибают бедняки; те же благородные, честные, но униженные и оскорбленные люди; та же неутихающая боль за поруганного человека.

Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так тяжело и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни. В этих словах, завершающих вторую часть романа, передается атмосфера всего произведения.

Добролюбов посвятил Униженным и оскорбленным статью Забитые люди. Достоинство нового романа критик усматривал в том, что писатель заставляет думать над главным вопросом эпохи: Так, стало быть, положение этих несчастных, забитых, униженных и оскорбленных людей совсем безвыходно? Только им и остается, что молчать и терпеть да, обратившись в грязную ветошку, хранить в самых дальних складках ее свои безответные чувства? Ни писатель, ни герои его не решают этой проблемы. Но тем не менее вопрос у него поставлен, и никто из читателей не может сам избавиться от этого вопроса...

Особенно потрясла читателей книга, в которой Достоевский запечатлел все виденное и пережитое па каторге. Характер этой книги отражен в ее заглавии: Записки из Мертвого дома (1859- 1862). В Записках... русское общество увидело ту область народной жизни, которой литература до сих пор почти не касалась. По замечанию Герцена, Записки из Мертвого дома-страшная книга, которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая. Эта книга потрясает не столько изображением ужасов каторги, сколько мыслью, которая неизбежно возникает у читателя: напрасно гибнут народные силы, умы, таланты.

А отсюда следует вывод, что общество, где существуют мертвые дома, общество, где люди обречены на каторжные муки, устроено ненормально. Но так не может продолжаться вечно. Высшая и самая характеристическая черта нашего народа,- писал Достоевский,- это чувство справедливости и жажда ее.

По воспоминаниям В. Д. Бопч-Бруевича, В. И. Ленин считал, что Записки из Мертвого дома-непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившее не только каторгу, но и мертвый дом, в котором жил русский народ при царях из дома Романовых.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.