Поиск по сайту:



ВНУТРЕННИЙ РАСКОЛ ДОСТОЕВСКОГО. Печать

ВНУТРЕННИЙ РАСКОЛ ДОСТОЕВСКОГО.

Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна, противоречива, трагична.

Писателю нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в мир добра и правды. Ищет, но не находит.

О том, насколько сложной и противоречивой была его общественная позиция, свидетельствует знаменитый роман Достоевского Идиот (1869). В этом романе воплотилась мечта писателя о гармонически прекрасном человеке. Но герой романа, князь Мыш-кин - воплощение мудрости и чистоты, доброты и душевной чуткости - попадает в общество, где царит культ денег, где нет места человечности и правде. Соприкосновение с этим миром приводит к трагическому исходу: Мышкин погибает, так и не осуществив своего стремления помочь людям.

Гибель положительно прекрасного человека является обвинением жестокому миру чистогана. Критика капиталистическего общества звучит в романе с потрясающей силой.

Однако в Идиоте есть эпизоды, которые свидетельствуют о двойственной позиции писателя. Тех людей, которые так же, как и он, искали путь, ведущий  к справедливо устроенному обществу, Достоевский рисует в искаженном, карикатурном виде.

Противоречивую сущность романа (как и всего творчества Достоевского) отчетливо увидел Салтыков-Щедрин. Он высоко ценил автора Идиота. По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком,- писал великий сатирик.- Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, о даже идет далее... Укажем хотя бы .на попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положенную в основание романа Идиот... Это, так сказать, конечная цель, в виду которой даже самые радикальные решения всех остальных вопросов, интересующих общество, кажутся лишь промежуточными станциями.

Конечная цель (справедливое устройство общества, гармоническое развитие человека) представляется Щедрину единой как для Достоевского, так и для революционной демократии. И что же?- спрашивает с горечью Щедрин.- Несмотря на лучезарность подобной задачи... г. Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется и заветнейшая мысль автора. Щедрин упрекает Достоевского за дешевое глумление над... нигилизмом и говорит о том, что этот внутренний раскол вредит художественной силе произведения. ...Рядом с картинами, свидетельствующими о высокой художественной прозорливости, с лицами, полными жизни и правды, появляются какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева...

Точно подмеченная Щедриным двойственность общественной позиции Достоевского вносила мучительный разлад в его духовную жизнь. Ни материальная нужда, ни непосильный, чрезмерно напряженный труд, ни приступы неизлечимой болезни - ничто так не терзало писателя, как вечные метания в поисках истины и вечная неудовлетворенность этими поисками.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.