Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ТОЛСТОЙ Л.Н. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ТОЛСТОГО. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.
ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ТОЛСТОГО. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. Печать

 

ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ТОЛСТОГО. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.война и мир толстой ясная поляна

Писатель, способный, по словам Чернышевского, переселяться в душу крестьянина и солдата, стоял за немедленную ликвидацию крепостного права, но только не революционным путем. Он ясно видел нарастание крестьянской революции, с глубоким сочувствием к народу и с тревогой за судьбу дворянства говорил о необходимости уничтожить рабство в России, но единственным путем переустройства общества считал не революционное насилие, а нравственное совершенствование людей. Поэтому бесстрашный обличитель, гневно сказавший правду о тщеславии и бесчеловечности правящих кругов, о нищете и бесправии крестьянства, писал Некрасову, что быть возмущенным, желчным, злым скверно, и проповедовал теорию всеобщей любви. Моя главная цель в жизни есть добро ближнего,- записывает он в дневнике.

Неприятие революции оттолкнуло Толстого от круга революционной демократии, от Некрасова и Чернышевского. Но и прочного сближения с либералами, со сторонниками чистого искусства у Толстого тоже не могло быть. Этому мешал демократический характер взглядов Толстого, его верность жизненной правде как основному закону искусства.

Изучая Толстого, вам не раз еще придется думать о противоречиях в его взглядах, в его мировоззрении и творчестве.

Поэтому необходимо разобраться в сущности этих понятий.

Вы уже имели возможность убедиться в том, что каждый писатель (да и каждый человек вообще) обладает своим воззрением на мир или, как принято говорить, своим мировоззрением. Мировоззрением называют всю систему взглядов на жизнь: взглядов философских (на общие законы мира), политических (на общественное устройство), нравственных (на отношения между людьми), эстетических (на прекрасное в жизни н искусстве). Мировоззрение складывается в течение всей жизни человека под влиянием воспитания, образования, его деятельности, событий его личной жизни и исторических событий, под влиянием окружающей общественной среды. В классовом обществе мировоззрение всегда имеет классовый характер, потому что отражает мнения и стремления тех или иных общественных сил.

Именно поэтому мировоззрению могут быть свойственны противоречия: ведь противоречивы условия жизни людей, противоречивы позиции различных классов и слоев общества. Кроме того, человек под влиянием обстоятельств его жизни способен колебаться между разными общественными позициями, испытывать одновременно тяготение к различным общественным группам. (Вспомните, что говорил В. И. Ленин о либеральных иллюзиях И. С. Тургенева, о колебаниях Н. А. Некрасова между либералами и революционными демократами.

Мировоззрение писателя, как и любого человека, всегда ска- зывается в его деятельности. Главная деятельность писателя - художественное творчество. Но творчество - особый вид человеческой деятельности. Воссоздание жизни средствами искусства слова требует глубокого изучения деиствнтельноси, уяснения правды жизни, ее законов, тенденций, ее развития. Творческая деятельность писатели не только выражает его мировоззрение, но и воздействует на мировоззрение. Стремление увидеть и передать в своих произведениях правду жизни заставляет Писателя требовательно пересматриватьсвои взгляды если они расходятся с тем, что открывает художшк в жизни) и влечет его на сторону передовых общественных сил, ибо именно они заинтересованы в полной и неприкрытой правде, в то время как реакционные отживающие общественные силы делают своим оружием ложь и обман.i

Мучительные меТашия Толстого - это поиски правды, поиски верной позиции в ж{зни и искусстве. Вот рочему Толстой говорил (об этом упоминалось впервойглаве), что гладких и жуирующих писателей и мыслителей не бывает.

Противоречивость общественной и литературной позиции Толстого, разрыв его с Современником, с одной стороны, разочарование в либеральных иллюзиях, с другой стороны - все это вызвало глубокий кризис в сознании писателя и привело его к временному отказу от литературной деятельности. Во второй половине 50-х годов творческая активность писателя ослабевает.

В 1857 году Толстой впервые совершил заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Впечатления, полученные за рубежом, вызвали у него разочарование в буржуазной демократии, морали, цивилизации . В швейцарском городе Люцерне Толстой видел, как перед отелем, в котором останавливаются самые богатые люди, странствующий нищий певец в продолжение получаса пел песни и играл на гитаре. Около ста человек слушали его. Певец три раза просил всех дать ему что-нибудь. Ни один человек не дал ему ничего, и многие смеялись над ним.

Этот эпизод положен в основу рассказа Люцерн. С негодованием обличает Толстой бесчеловечность так называемого цивилизованного общества.

Но обличительной силе рассказа противоречит обращение Толстого к непогрешимому руководителю - всемирному духу, к тому, кто все видит, все знает и, быть может, сделал нищего певца без гроша в кармане счастливее его богатых оскорбителей. Толстой не анализирует конкретные исторические причины общественного зла и говорит о нем с точки зрения вечных начал нравственности. В. И. Ленин считал это самой уязвимой стороной толстовского учения.

Произведения Толстого конца 50-х годов - рассказы Альберт, Три смерти, роман Семейное счастье-были довольно холодно встречены. Они не свидетельствовали об упадке таланта писателя, но ясно указывали на то, что он находился на перепутье.

Толстой сомневается, ищет, он готов перечеркнуть все, что вышло из-под его пера.

Усомнившись в общественной значимости своего литературного труда, Толстой не мог не искать иных форм общественной деятельности. В течение 1859-1862 годов Толстой открывает в Ясной Поляне и ее окрестностях 21 школу для крестьянских детей. Педагогической работой он занимается увлеченно. Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда,- пишет он,- и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю. Народное образование, находящееся не в руках правительства, а в руках честных, просвещенных людей, писатель считает важнейшим средством совершенствования общественного устройства. Стремясь глубоко овладеть школьным делом, Толстой изучал его постановку в России и за границей.

Во время второй заграничной поездки он познакомился и сблизился с Герценом. Взгляды двух великих писателей во многом были различны, и прежде всего в отношении к главному вопросу эпохи - к крестьянской революции. Но их связывало глубокое взаимное уважение и, более того, любовь друг к другу, горячий патриотизм, непримиримое отношение к буржуазной цивилизации, к существовавшему в России общественному строю, вера в будущее России.

Из-за границы Лев Николаевич вернулся вскоре после освобождения крестьян. Как и революционные демократы, он резко отрицательно оценил реформу, видя, что она не удовлетворила народных чаяний. Это совершенно напрасная болтовня,- писал он Герцену. Однако Толстой и теперь остался противником революционных методов борьбы.

Осуществление реформы на местах во многом зависело, по словам Толстого, от произвола ужасного, грубого и жестокого дворянства. Писатель согласился стать мировым посредником , чтобы защищать интересы народа. На этом поприще Толстой заслужил любовь крестьян и вызвал негодование дворян. Помещики грозили ему расправой, жаловались властям, требовали отстранения его от дела. Царское правительство установило за Толстым тайное наблюдение. В Ясной Поляне был произведен обыск, что вызвало гневный протест писателя против произвола, насилия и несправедливости.

Обязанности посредника дали возможность Толстому еще ближе познакомиться с жизнью народа в одну из самых тяжких годин его истории. Может быть, это помогло Толстому вновь обратиться к художественному творчеству. Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал,- признавался он в одном из писем.

Подъему творческих сил способствовали и счастливые личные обстоятельства: в 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Вере, дочери известного московского врача, которую горячо полюбил.





 

Комментарии  

 
????
-9 #1 ???? 28.05.2015 11:23
Не когда в Российской империи и на Руси рабства не было !
Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.