Поиск по сайту:



Народное Творчество О РИФМЕ, О СТРОФЕ (СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ)
О РИФМЕ, О СТРОФЕ (СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ) Печать

№1- О рифме

Стихотворная речь отличается от прозаической не только ритмом, музыкальностью, но и рифмой.

Рифма - это звуковые повторы, созвучия в конце стихотворных строк. Расположение созвучных слов в строках стихотворения может быть различным.

Прочитаем начало стихотворения Н. А. Заболоцкого «Ходоки»:

  • В зипунах домашнего покроя,
  • Из далеких сел, из-за Оки,
  • Шли они, неведомые, трое -
  • По мирскому делу ходоки.

В этом четверостишии последнее слово первой строки созвучно последнему слову третьей, а конец второй строчки созвучен четвертой. Такой порядок созвучий называется перекрестным. Условно он изображается так: АБАБ.

В четверостишии стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

  • Последняя туча рассеянной бури!
  • Одна ты несешься по ясной лазури,
  • Одна ты наводишь унылую тень,
  • Одна ты печалишь ликующий день.

иной порядок рифмующихся строк, парный. Его условное изображение: ААББ.


В песне девушки из горской легенды М. Ю. Лермонтова «Беглец» расположение созвучных слов кольцевое:

  • Месяц плывет
  • И тих и спокоен.
  • А юноша воин
  • На битву идег.

Условно оно обозначается так: АББА.

Таким образом, в зависимости от порядка расположения созвучных слов в стихотворных строках рифмы подразделяются на парные (или смежные) - ААББ, перекрестные - АБАБ, кольцевые (или опоясывающие) - АББА.

 

№2 - О строфе

Стихотворения обычно разделяются на небольшие части - строфы. В печати строфы отделяются друг от друга интервалом, цифрами или различными знаками: звездочкой, точками.

Строфа - это группа строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмовкой и интонацией.

Чаще всего встречаются строфы из четырех строк - четверостишия, например, стихотворения А. С. Пушкина «Узник», «Туча». В стихотворении А. С. Пушкина «Обвал» строфа состоит из шести строк, а стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтова написано семистишием, то есть каждая строфа имеет семь строк.

 

№3 - СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (Василий Васильевич Голубков, Анна Петровна Алексич, Сарра Моисеевна Браиловская)

Вы прочитали много разных стихотворных произведений: «Утро» Никитина, «Осень» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.

Вы познакомились и с прозаическими произведениями: сказками «Морозко», «Царевна-лягушка» и др.

Чем же речь стихотворная отличается от прозаической?

Прочитаем, например, из сказки «Морозко» следующий отрывок и подчеркнём в словах ударные слоги:

А мачеха по ней поминки справляет: напекла блинов. «Ступай, муж! Вези хоронить свою дочь». Старик поехал.

Обозначив ударные слоги знаком "-", а безударные "w", составим следующую схему:

w-www-w-ww-www-w-w

-w-ww-ww-w-w-w

Ударения повторяются здесь через разное количество безударных слогов: то через один, то через два, то через три. Речь получается немерная.


То же мы услышим, если прочитаем начало сказки «Царевна-лягушка»:

«В « котором царству в некотором государстве жил да был царь с царицею».

- www-w-wwww-w-w--w-ww

А как ударения чередуются в стихах?

Перечитайте из стихотворения «Бородино» две строчки:

Звучал булат, картечь визжала,

w-w-w-w

Рука бойцов колоть устала ...

w-w-w-w

Ударения в каждой строчке этого стихотворения чередуются в определённом порядке (последовательности): через один неударный слог.

Это - стихотворная речь, мерная, ритмичная.

Таким образом, основное отличие стихотворной речи от прозаической состоит в чередовании ударных и безударных слогов. В прозаической речи ударные и безударные слоги повторяются вне всякого порядка. В стихотворной же речи ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке. Такое чередование придаёт стихотворной речи мерность, или, как принято говорить, ритмичность.

Кроме мерности, или ритмичности, стихотворная речь отличается от прозаической рифмой.

 

Рифма - созвучия в стихотворных строках. Например:

  • Унылая пора! очей очарованье!
  • Приятна мне твоя прощальная краса -
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и золото одетые леса...

Слова очарованье-увяданье, краса - леса созвучны. Однако рифма для стихов необязательна. Так, в стихотворении Кольцова «Косарь» рифмы нет, есть только ритм. Такие стихи называются белыми.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.