Методическое руководство |
Правила рус - языка |
О РИФМЕ, О СТРОФЕ (СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ) |
№1- О рифмеСтихотворная речь отличается от прозаической не только ритмом, музыкальностью, но и рифмой. Рифма - это звуковые повторы, созвучия в конце стихотворных строк. Расположение созвучных слов в строках стихотворения может быть различным. Прочитаем начало стихотворения Н. А. Заболоцкого «Ходоки»:
В этом четверостишии последнее слово первой строки созвучно последнему слову третьей, а конец второй строчки созвучен четвертой. Такой порядок созвучий называется перекрестным. Условно он изображается так: АБАБ. В четверостишии стихотворения А. С. Пушкина «Туча»
иной порядок рифмующихся строк, парный. Его условное изображение: ААББ.
Условно оно обозначается так: АББА. Таким образом, в зависимости от порядка расположения созвучных слов в стихотворных строках рифмы подразделяются на парные (или смежные) - ААББ, перекрестные - АБАБ, кольцевые (или опоясывающие) - АББА.
№2 - О строфеСтихотворения обычно разделяются на небольшие части - строфы. В печати строфы отделяются друг от друга интервалом, цифрами или различными знаками: звездочкой, точками. Строфа - это группа строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмовкой и интонацией. Чаще всего встречаются строфы из четырех строк - четверостишия, например, стихотворения А. С. Пушкина «Узник», «Туча». В стихотворении А. С. Пушкина «Обвал» строфа состоит из шести строк, а стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтова написано семистишием, то есть каждая строфа имеет семь строк.
№3 - СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (Василий Васильевич Голубков, Анна Петровна Алексич, Сарра Моисеевна Браиловская)Вы прочитали много разных стихотворных произведений: «Утро» Никитина, «Осень» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, «Бородино» Лермонтова. Вы познакомились и с прозаическими произведениями: сказками «Морозко», «Царевна-лягушка» и др. Чем же речь стихотворная отличается от прозаической? Прочитаем, например, из сказки «Морозко» следующий отрывок и подчеркнём в словах ударные слоги: А мачеха по ней поминки справляет: напекла блинов. «Ступай, муж! Вези хоронить свою дочь». Старик поехал. Обозначив ударные слоги знаком "-", а безударные "w", составим следующую схему: w-www-w-ww-www-w-w -w-ww-ww-w-w-w Ударения повторяются здесь через разное количество безударных слогов: то через один, то через два, то через три. Речь получается немерная. То же мы услышим, если прочитаем начало сказки «Царевна-лягушка»: «В « котором царству в некотором государстве жил да был царь с царицею». - www-w-wwww-w-w--w-ww А как ударения чередуются в стихах? Перечитайте из стихотворения «Бородино» две строчки: Звучал булат, картечь визжала, w-w-w-w Рука бойцов колоть устала ... w-w-w-w Ударения в каждой строчке этого стихотворения чередуются в определённом порядке (последовательности): через один неударный слог. Это - стихотворная речь, мерная, ритмичная. Таким образом, основное отличие стихотворной речи от прозаической состоит в чередовании ударных и безударных слогов. В прозаической речи ударные и безударные слоги повторяются вне всякого порядка. В стихотворной же речи ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке. Такое чередование придаёт стихотворной речи мерность, или, как принято говорить, ритмичность. Кроме мерности, или ритмичности, стихотворная речь отличается от прозаической рифмой.
Рифма - созвучия в стихотворных строках. Например:
Слова очарованье-увяданье, краса - леса созвучны. Однако рифма для стихов необязательна. Так, в стихотворении Кольцова «Косарь» рифмы нет, есть только ритм. Такие стихи называются белыми.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.