Поиск по сайту:



Методическое руководство ВВЕДЕНИЕ - Таблицы по русскому языку для III класса
ВВЕДЕНИЕ - Таблицы по русскому языку для III класса Печать

ВВЕДЕНИЕ

Таблицы по русскому языку для III класса охватывают все темы новой программы по этому предмету. Они отличаются от таблиц для I и II классов тем, что здесь большее место отводится грамматической теории и имеется материал для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся в области грамматики и правописания. Отдельные таблицы только знакомят учащихся с грамматико-орфографическим явлением, например, такие: «Наречие», «Прямая речь», «Обращение», «Однородные члены предложения», «Предложения простые и сложные».

Всего в предлагаемой серии 25 таблиц. Над одними из них учащиеся работают в конце изучения той или иной грамматико-орфографической темы, так как эти таблицы предназначены для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся, полученных ими в процессе обучения русскому языку в начальных классах школы (I-III). К таким таблицам относятся: «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Мягкий знак (б) (обобщение)», «Предлоги и падежи» и др. Другие таблицы включают новые для учащихся сведения по русскому языку, и их удобно использовать для объяснения нового материала.

Тематика таблиц такова:

  • 1. Части речи (обобщение).
  • 2. Имя существительное (обобщение).
  • 3. Имя прилагательное (обобщение).
  • 4. Глагол (обобщение).
  • 5. Мягкий знак (б) (обобщение).
  • 6. е и и в окончаниях имен существительных 1-го и 3-го склонений.
  • 7. Предлоги и падежи.
  • 8. Различай окончания прилагательных -ым, -им и -ом, -ем.
  • 9. Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными.
  • 10. Предлоги перед местоимениями.
  • 11. Правописание личных окончаний глаголов.
  • 12. Глаголы с -ся (-сь).
  • 13. 3-е лицо и неопределенная форма глагола.
  • 14. Наречие.
  • 15. Однородные члены предложения.
  • 16. Предложения простые и сложные.
  • 17. Обращение.
  • 18. Прямая речь.
  • 19. Части речи и члены предложения.
  • 20. Грамматический разбор.
  • 21. 22, 23, 24, 25-я таблицы посвящены правописанию слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

По своему содержанию таблицы охватывают разные стороны грамматики и правописания.

  1. Одни таблицы раскрывают перед учащимися элементы морфологии. Сюда (кроме таблиц обобщающего характера) относятся такие таблицы, как «3-е лицо и неопределенная форма глагола», «Глаголы с -ся (-сь)», «Наречие» и др.
  2. Другие посвящены элементам синтаксиса в объеме программы по русскому языку для III класса. Сюда относятся таблицы: «Предложения простые и сложные», «Прямая речь»,. «Обращение», «Однородные члены предложения».
  3. Третьи таблицы раскрывают написания, опирающиеся на элементы морфологии, например, таблицы, посвященные окончаниям имен существительных, прилагательных, глаголов («е и и в окончаниях имен существительных 1-го и 3-то склонений», «Различай окончания прилагательных -ым, -им и -ом, -ем», «Правописание личных окончаний глаголов» и др.). К этой группе таблиц относятся и таблицы, опирающиеся на сопоставление ударных и безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов («Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными» и др.).
  4. Четвертая группа таблиц носит лексико-орфографический характер. Сюда относятся главным образом таблицы по правописанию безударных гласных, не проверяемых ударением. В этих таблицах слова объединены не только с точки зрения общности орфографически признаков (безударная а, безударная о, безударная и и т. д.), но в некоторой степени с точки зрения лексической общности слов (слова, которые могут быть объединены определенными смысловыми темами, например, «В колхозе», «В школе», «Путешествие», «На вокзале»). Такому объединению слов помогают в указанных таблицах картинки и списки слов, данные в помощь учащимся при составлении ими предложений и рассказов по картинкам.
  5. Пятая группа таблиц посвящается обобщению и систематизации знаний учащихся по грамматике и орфографии. Сюда относятся такие таблицы, как «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Мягкий знак (б)», «Предлоги и падежи», «Грамматический разбор» и др.

По своему построению таблицы, относящиеся к различным группам, отличаются друг от друга. Так, таблицы обобщающего характера, как правило, не имеют вопросов, заданий для учащихся (кроме таблицы «Части речи и члены предложения»). Таблицы, посвященные элементам морфологии и синтаксиса, содержат не только грамматико-орфографические формы слов, но и более широкий языковый материал, данный в небольших отрывках из стихотворений русских и советских поэтов. Некоторые таблицы даны с рисунками. Назначение рисунков различно. В одних случаях они являются иллюстрацией к связному тексту (например, в таблице «Наречие» и др.), в других помогают понять смысл отдельных предложений и слов, данных в таблице для анализа (например, в таблице «3-е лицо и неопределенная форма глагола»).

Таблицы для III класса построены таким образом, чтобы учащиеся воспринимали и усваивали материал по грамматике и правописанию. Кроме того, таблицы рассчитаны на то, чтобы зрительные восприятия при изучении языка теснейшим образом связывались со слуховыми и речедвигательными восприятиями учащихся.

Авторы таблиц предполагают, что учащиеся III класса будут наблюдать за явлениями языка и письма; не только читать материал таблиц, но и записывать его; составлять свои примеры словосочетаний, предложений и записывать их.

При работе с таблицами учащиеся будут пользоваться такими логическими приемами, как анализ и синтез, указание на сходство и различие между грамматико-орфографическими явлениями.

Таблицы составлены с таким расчетом, чтобы они способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения их русскому языку. При работе с таблицами учащимся приходится разрешать самостоятельно целый ряд вопросов, связанных с изучаемыми темами по грамматике и орфографии.

Авторы исходили из того, что грамматика, лексика и орфография тесно связаны между собой, что орфографические, а также речевые навыки учащихся во многом зависят от их знаний по грамматике.

В педагогическом процессе разные таблицы занимают различное место. Одни таблицы предназначаются для знакомства учащихся с тем или иным грамматико-орфографическим явлением. Другие таблицы имеют целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по русскому языку. Примером таких таблиц служат все таблицы, отнесенные авторами к пятой группе: «Части речи (обобщение)», «Имя существительное (обобщение)». Третьи таблицы могут быть использованы при закреплении знаний учащихся по тому или иному разделу программы.

Вообще же таблицы, как они задуманы авторами, помогают подводить учащихся к сознательному использованию материалов учебника: к чтению правил и определений, к самостоятельной работе и т. д. Таблицы не только способствуют восприятию детьми грамматико-орфографического явления, но дают и образец того, как учащиеся должны выполнить работу.

Таблицы по русскому языку для III класса используются учителем не в том порядке, как они пронумерованы автором. Так, например, таблица 1 используется при повторении изученного по русскому языку в третьем классе. Учитель имеет возможность использовать таблицы на протяжении всего учебного процесса, в соответствии с требованиями программы и учебника.

Таблицы могут быть использованы для самостоятельной работы по грамматике, правописанию и отчасти по развитию связной речи. Это особенно важно для малокомплектной школы.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.