Поиск по сайту:



Методическое руководство Таблица 11 - Правописание личных окончаний глаголов
Таблица 11 - Правописание личных окончаний глаголов Печать

Таблица 11 Правописание личных окончаний глаголов

Цель таблицы - помочь учащимся научиться различать и правильно писать безударные личные окончания глаголов.

В таблице сопоставляются между собою глагольные формы: с одной стороны, неопределенная форма, с другой - глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа. Учащиеся должны понять следующее:

1) Чтобы установить безударное личное окончание того или иного глагола (3-е лицо единственного числа, 3-е лицо множественного числа), нужно сопоставить указанные формы глаголов с неопределенной формой этих же глаголов.

2) Если в неопределенной форме перед суффиксом ть стоит и, то в 3-м лице единственного числа в окончании глагола будет и (-ит); в 3-м лице множественного числа глагол имеет окончание -ат или -ят.

3) Если в неопределенной, форме перед суффиксом ть стоит какой-либо другой суффикс, а, я, е, то в 3-м лице множественного числа у глагола окончание -ут или -ют.

В таблице распределение материала по трем колонкам имеет определенный смысл.

 

  1. Первая колонка названа «Неопределенная форма»,
  2. вторая колонка - «3-е лицо - единственного числа»,
  3. третья колонка - «3-е лицо множественного числа».

 

Такое распределение материала в колонках таблицы должно помочь учащимся понять и сознательно усвоить указанное выше соотношение.

Учителю следует иметь в виду, что в программе по русскому языку для III класса нет терминов «I и II спряжения глагола». Задача состоит в том, чтобы без соответствующих грамматических терминов привить учащимся навыки правописания личных окончаний глаголов.

Методика работы с таблицей может быть, например, такой.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в таблице они имеют дело с безударными окончаниями глагола, которые надо научиться писать. Дети читают заглавие таблицы, затем читают названия отдельных колонок таблицы. Учащиеся, читая глаголы, написанные в первой колонке таблицы, ставят над словами ударение. Учитель обращает внимание учащихся на выделение красным цветом и в словах этой колонки (точить, хвалить) и в суффиксе ить. При этом учитель говорит, примерно, так: «Гласная и стоит перед суффиксом неопределенной формы ть». (В начальной школе, нам кажется, допустимо сказать так; учитель, конечно, знает, что здесь налицо два глагольных суффикса и и ть.)

Затем учащиеся читают в таблице глаголы последовательно по строчкам: точить, хвалить-, точит, хвалит; точат, хвалят. Под руководством учителя дети делают выводы: если в неопределенной форме перед суффиксом -ть имеется и, то в личных окончаниях глагола и сохраняется. «Какие личные окончания у глаголов в 3-м лице множественного числа?» - спрашивает учитель, надеясь получить примерно такой ответ: «Если в неопределенной форме перед суффиксом -ть стоит и, то в 3-м лице множественного числа окончания глагола -ат или -ят».

После этого разбирается материал, который дан во второй части таблицы (за чертой).

Под руководством учителя дети устанавливают следующее: «Если в неопределенной форме перед суффиксом -ть имеется а (читать), или я, иди е, то в личных окончаниях глагола пишется е (читает, пишет, гуляет, умеет и т. д.); в 3-м лице множественного числа окончание у глагола -ут или -ют».

В заключение работы по таблице учитель еще раз заставляет учащихся сформулировать правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Целесообразно, чтобы учащиеся привели свои примеры неопределенной формы на -ить, употребляя глаголы в 3-м лице единственного числа, в 3-м лице множественного числа; соответственным образом дали бы свои примеры- неопределенной формы на -ать, -ять, -еть и установили личные окончания глаголов: -ет, -ут, -ют.

Эта же таблица помогает установить:

 

  • 1) соотношение личных окончаний глаголов с и, с одной стороны, и -ат, -ят в 3-м лице множественного числа - с другой;
  • 2) соотношение личных окончаний с а, с одной стороны, и -ут, -ют - с другой.

 

Таблица 11 может служить справочником для учащихся. В этих целях целесообразно, чтобы она какое-то время висела в классе.

Таблица 11 Правописание личных окончаний глаголов





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.