Поиск по сайту:



Методическое руководство Таблица 20 - Грамматический разбор
Таблица 20 - Грамматический разбор Печать

Таблица 20 Грамматический разбор

Цель таблицы состоит в том, чтобы служить справочником для учащихся. В таблице дается порядок грамматического разбора частей речи (имен существительных, прилагательных, глаголов).

Целесообразно использовать таблицу при повторении и обобщении знаний учащихся об указанных частях речи. Предварительно учитель кратко повторяет с учащимися то, что они знают о частях речи. При этом отдельные части речи сравниваются, сопоставляются друг с другом; отмечаются их общие черты, указывается, чем отличаются между собой сравниваемые части речи. Учитель ставит перед учащимися примерно такие вопросы:

  1. «Как изменяются имена существительные?» (По падежам и числам.)
  2. «А имена прилагательные?» (По родам, падежам и числам.)
  3. «В чем сходство между именами существительными и прилагательными?» (Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам - склоняются.)
  4. «А в чем различие между этими частями речи?» (Имя существительное имеет постоянный род, имя прилагательное изменяется по родам.)
  5. «Как изменяются глаголы?» (По временам, лицам и числам.) И т. п.

После повторения ранее пройденного учащиеся читают предложение, данное в таблице, разбирают его по частям речи, как показано. Учитель обращает внимание детей на порядок разбора отдельных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола). По этой таблице учащиеся разбирают другие предложения. Предложения могут быть взяты из учебника, даны учителем или составлены самими учащимися.

Целесообразно, чтобы таблица некоторое время висела в классе. Учитель неоднократно обращается к таблице на уроках - русского языка. Таблицу также можно использовать для самостоятельного грамматического разбора, который проводят учащиеся на уроках. Последнее особенно важно в малокомплектной школе.

Следующие пять таблиц (21, 22, 23, 24, 25) несколько отличаются от других таблиц серии.

Эти таблицы посвящаются правописанию слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Таблицы построены так, что дают возможность постепенно повышать самостоятельность учащихся при составлении предложений, объединенных общей лексической темой. Так таблицы осуществляют не только орфографические цели, но и цели развития речи.

Слова в этих таблицах сгруппированы вокруг непроверяемых гласных. Все слова взяты авторами из программы по русскому языку для III класса. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными затрудняет детей. Тем не менее все эти слова довольно часто встречаются учащимся в их устной и, главное - в письменной речи.

В каждой из указаных таблиц даны слова, с безударными гласными:

  • с безударными а, е, и (таблица 21),
  • с безударными а, о, и (таблица 22),
  • с безударными а, о, я (таблица 23),
  • с безударными е, о (таблица 24).

На таблице 25 даны слова, начинающиеся буквой э. В этих словах есть не один безударный гласный, а несколько (например, в слове экскурсия три безударных гласных). На указанной таблице есть сложные слова с соединительной гласной о (электростанция, электровоз); они, так же как и слова с безударными непроверяемыми гласными, усваиваются учащимися в словарном порядке.

При работе с таблицами 21-25 задача состоит в том, чтобы дети всматривались в слова, которые даны на таблице, читали их, записывали, а затем употребляли в своей речевой практике и постепенно запоминали их правописание.

Кроме слов с безударными гласными, на таблицах даны картинки. Они помогают объединить слова, данные на таблицах, по определенным лексическим темам. Так, например, на таблице 21 даны слова: газета, беседа, календарь, библиотека, директор, которые могут быть объединены темой «Школа, класс». Картинка, данная здесь, и отражает указанную тему.

Кроме того, картинки на таблицах используются для составления по ним предложений и небольших связных текстов. С этой целью к картинкам даны слова, которые учащиеся используют при составлении своих предложений и рассказов. Слова на таблицах сгруппированы вокруг небольших тем: об учениках, о школе (таблица 21); о детях, о пассажирах (таблица 22) и т. п. Такое расположение слов дает возможность учащимся составить для себя как бы план, придерживаясь которого они будут писать предложения, объединенные одной темой, или рассказ на определенную тему. План учащиеся могут не записывать. Дело не в том, будет или не будет записан план, а в том, чтобы план имелся в голове учащегося и давал возможность писать предложения в определенной последовательности (сначала об одном, затем о другом и т. д.).

Остановимся более подробно на методике работы с отдельными таблицами.

Таблица 20 - Грамматический разбор





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.