Поиск по сайту:



Методическое руководство Таблица 19 - Части речи и члены предложения
Таблица 19 - Части речи и члены предложения Печать

Таблица 19 Части речи и члены предложения

Эта таблица является обобщающей. Она преследует цель помочь учащимся понять, что каждое слово в предложении - это какая-то часть речи (имя существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз); членами же предложения бывают не все слова в предложении, а только те, к которым можно поставить вопрос; те слова, которые не отвечают на вопросы, не являются членами предложения (предлоги, союзы), но являются частями речи.

Таблица используется в основном во время повторения с учащимися материала по русскому языку, изученного в течение учебного года в III классе.

На таблице дано предложение. Учитель разбирает его с учащимися сначала по частям речи, затем по членам предложения.

Учащиеся читают заглавие таблицы. Читают предложение, называют в нем части речи, ставя вопросы к отдельным словам. Например:

  1. какой? - яркий - имя прилагательное;
  2. что? - луч - имя существительное;
  3. что сделал? - заглянул и разбудил - глаголы;
  4. заглянул - куда? во что? - в окно - существительное и предлог в,
  5. который связан с именем существительным окно, хотя к нем нельзя поставить вопроса.

Дети читают вопрос, данный в левой части таблицы: «Какие еще части речи вы знаете?» - и называют все знакомые им части речи.

Прежде чем перейти к разбору предложения, данного на таблице, по членам предложения, целесообразно кратко повторить все, что учащиеся знают о членах предложения. Целью такого повторения является следующее:

  • 1) еще раз установить, что в предложении есть главные и второстепенные члены предложения;
  • 2) главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое;
  • 3) в предложении бывают однородные члены предложения - однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены.

В процессе повторения учащиеся, естественно, дают свои примеры предложений, разбирают их под руководством учителя по членам, ставя вопросы от слова к слову.

После такого повторения идет работа с таблицей. Учащиеся второй раз читают предложение, данное на таблице, некоторое время думают над тем, как разобрать это предложение по членам. После обдумывания своего ответа дети разбирают предложение. Разбор может быть примерно таким. В этом предложении три главных члена:

  1. подлежащее - луч - и
  2. два однородных сказуемых - заглянул и разбудил;
  3. луч - чего? - солнца,
  4. второстепенный член предложения; разбудил - кого? - Машу - второстепенный член предложения.

Учащиеся читают в нижней части таблицы вопросы и задание и отвечают на них. Они называют слова в этом предложении, которые не являются членами предложения (в, и), отвечают на вопрос: «Почему они не являются членами предложения?» (Потому что эти слова не отвечают в предложении на вопросы.) Если учащиеся не смогут самостоятельно ответить на указанные вопросы, они это сделают с помощью учителя.

В заключение работы с таблицей учащиеся перечисляют все известные им части речи и члены предложения.Таблица 19 - Части речи и члены предложения





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.