Поиск по сайту:



ПЕРЕЛОМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ДОСТОЕВСКОГО. Печать

 

ПЕРЕЛОМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ДОСТОЕВСКОГО.

Свое первое путешествие по России писатель совершил под конвоем, в кандалах. В При-уралье мороз достигал 40 градусов. Я промерзал до сердца,- рассказывал Достоевский. Знаменательная встреча произошла в тобольской пересыльной тюрьме: петрашевцев здесь снабдили деньгами и вещами жены декабристов. Они благословили нас в новый путь,- вспоминал позднее писатель.

Зимой 1850 года Достоевский с наполовину обритой головой, в двухцветной куртке с желтым тузом на спине переступил порог-омского каторжного острога. Здесь были разные люди. Были государственные преступники вроде самого Достоевского, были крестьяне и солдаты, в отчаянии поднявшие руку на своих мучителей, были закоренелые разбойники, были просто невинные, попавшие сюда по клеветническому навету или судебному произволу.

Достоевский попал в среду самых обездоленных людей. Положение писателя оказалось особенно тяжелым: ему запрещено было заниматься трудом, без которого он не представлял себе жизни. Да, если будет нельзя писать, я погибну,- жаловался он.бра-ту. Писать было нельзя. Но Достоевский копит наблюдения над жизнью каторжан, размышляет о том, что привело сюда людей.

...Погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно,- говорил Достоевский о каторжанах.- А кто виноват!.. Пытаясь дать ответ на этот вопрос, он утверждает: виновато тиранство, безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека. Писатель с величайшим гневом говорит о тех, кто стремится поработить людей: Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. Существование тиранства, по мысли Достоевского, свидетельствует о порочности общества: Общество, равнодушно смотрящее па такое явление, уже само заражено в своем основании.

В Сибири писатель оказался среди народа. Это сыграло огромную роль в его жизни. Он мучительно, упорно пытался разгадать тайну народа, проникнуть в его духовный мир, понять его помыслы и устремления. Углубилась вера Достоевского в неисчерпаемые духовные силы народа. О своих товарищах по каторге он писал позднее: Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Поверишь ли,- делился он впечатлениями с братом,-есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото.

Достоевский стремится сблизиться с каторжанами, у него появляются приятели среди них. И все-таки основная масса арестантов не признает его, бывшего дворянина, как и всех бывших дворян, своим товарищем. Достоевскому начинает казаться, что между дворянством и народом, интеллигенцией и народом лежит непроходимая пропасть.

Ненависть к дворянам представляется писателю вполне закономерной. В письме к брату он приводит слова одного из каторжан: Вы, дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил...

В отношении каторжан к дворянам Достоевский ошибочно усматривает не столько проявление классовой вражды, сколько исконную неприязнь народа к политическим преступникам, к революционным, социалистическим идеям, проповедуемым интеллигенцией. Народ теперь представляется ему носителем великой правды- религиозного начала, и единственный путь спасения для интеллигенции, утратившей связь с родной почвой, Достоевский видит в приобщении к этой правде. Размышления о трагическом ходе революционной борьбы в Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев в России укрепляют писателя в том, что только путь нравственного самосовершенствования в духе христианства может решить наболевшие вопросы современности. Стремясь к достижению целей безусловно прогрессивных, Достоевский отвергает единственно реальный путь - путь революционного переустройства общества.

Это неразрешимое противоречие определяет всю последующую деятельность великого писателя, остроту и драматизм переживаемого им внутреннего разлада, вечных сомнений, сложной духовной борьбы. Навсегда остался он гуманистом. Боль за страдающего, униженного человека никогда не утихала в его сердце. Мечта о братстве, о духовном совершенстве и счастье людей никогда не тускнела. Но идея религиозного смирения не могла приблизить общество к идеалу, который представлялся писателю.

Четырехлетняя каторга сменилась годами солдатчины. Из Омска Достоевского под конвоем перевели в Семипалатинск, где он сначала служил рядовым, потом получил младший офицерский чин. Главное облегчение состояло в том, что ему была дана возможность читать и писать. Вот как Достоевский рассказал об этом: Помню, что, выйдя в 1854 году в Сибири из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за пять лет литературу. Записки охотника... первые повести Тургенева я прочел тогда разом, залпом и вынес упоительное впечатление. Правда, тогда надо мной сияло степное солнце, начиналась весна, а с ней совсем новая жизнь, конец каторги, свобода!..

В 1859 году после долгих хлопот об отставке и о праве жить в столицах писатель возвратился в Петербург. Начался новый период его творческой деятельности.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.