Методическое руководство |
Правила рус - языка |
Таблица 11 - Правописание личных окончаний глаголов |
Таблица 11 Правописание личных окончаний глаголовЦель таблицы - помочь учащимся научиться различать и правильно писать безударные личные окончания глаголов. В таблице сопоставляются между собою глагольные формы: с одной стороны, неопределенная форма, с другой - глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа. Учащиеся должны понять следующее: 1) Чтобы установить безударное личное окончание того или иного глагола (3-е лицо единственного числа, 3-е лицо множественного числа), нужно сопоставить указанные формы глаголов с неопределенной формой этих же глаголов. 2) Если в неопределенной форме перед суффиксом ть стоит и, то в 3-м лице единственного числа в окончании глагола будет и (-ит); в 3-м лице множественного числа глагол имеет окончание -ат или -ят. 3) Если в неопределенной, форме перед суффиксом ть стоит какой-либо другой суффикс, а, я, е, то в 3-м лице множественного числа у глагола окончание -ут или -ют. В таблице распределение материала по трем колонкам имеет определенный смысл.
Такое распределение материала в колонках таблицы должно помочь учащимся понять и сознательно усвоить указанное выше соотношение. Учителю следует иметь в виду, что в программе по русскому языку для III класса нет терминов «I и II спряжения глагола». Задача состоит в том, чтобы без соответствующих грамматических терминов привить учащимся навыки правописания личных окончаний глаголов. Методика работы с таблицей может быть, например, такой. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в таблице они имеют дело с безударными окончаниями глагола, которые надо научиться писать. Дети читают заглавие таблицы, затем читают названия отдельных колонок таблицы. Учащиеся, читая глаголы, написанные в первой колонке таблицы, ставят над словами ударение. Учитель обращает внимание учащихся на выделение красным цветом и в словах этой колонки (точить, хвалить) и в суффиксе ить. При этом учитель говорит, примерно, так: «Гласная и стоит перед суффиксом неопределенной формы ть». (В начальной школе, нам кажется, допустимо сказать так; учитель, конечно, знает, что здесь налицо два глагольных суффикса и и ть.) Затем учащиеся читают в таблице глаголы последовательно по строчкам: точить, хвалить-, точит, хвалит; точат, хвалят. Под руководством учителя дети делают выводы: если в неопределенной форме перед суффиксом -ть имеется и, то в личных окончаниях глагола и сохраняется. «Какие личные окончания у глаголов в 3-м лице множественного числа?» - спрашивает учитель, надеясь получить примерно такой ответ: «Если в неопределенной форме перед суффиксом -ть стоит и, то в 3-м лице множественного числа окончания глагола -ат или -ят». После этого разбирается материал, который дан во второй части таблицы (за чертой). Под руководством учителя дети устанавливают следующее: «Если в неопределенной форме перед суффиксом -ть имеется а (читать), или я, иди е, то в личных окончаниях глагола пишется е (читает, пишет, гуляет, умеет и т. д.); в 3-м лице множественного числа окончание у глагола -ут или -ют». В заключение работы по таблице учитель еще раз заставляет учащихся сформулировать правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Целесообразно, чтобы учащиеся привели свои примеры неопределенной формы на -ить, употребляя глаголы в 3-м лице единственного числа, в 3-м лице множественного числа; соответственным образом дали бы свои примеры- неопределенной формы на -ать, -ять, -еть и установили личные окончания глаголов: -ет, -ут, -ют. Эта же таблица помогает установить:
Таблица 11 может служить справочником для учащихся. В этих целях целесообразно, чтобы она какое-то время висела в классе.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.