Поиск по сайту:



Методическое руководство Таблица 9 - Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными
Таблица 9 - Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными Печать

Таблица 9 Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными

На таблице 9 даны часто смешиваемые учащимися окончания имен прилагательных мужского рода в родительном (какого?), дательном (какому?), творительном (каким?) и предложном (о каком?) падежах.

Таблица преследует цель познакомить учащихся еще с одним способом определения безударных падежных окончаний прилагательных: сопоставление безударных окончаний с ударными. Учащиеся уже знакомы с одним из приемов определения безударных окончаний прилагательных: сопоставление окончаний прилагательных с окончаниями в падежных вопросах. На данной таблице представлен и этот прием. Тем не менее главное внимание уделено здесь сопоставлению безударных окончаний с ударными в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Учащиеся читают заглавие таблицы, вопросы, данные на таблице слева. Под руководством учителя дети устанавливают, с какими падежами они будут иметь дело при работе с таблицей (родительным, дательным, творительным и предложным падежами).

Кроме того, дети устанавливают, какого рода прилагательные представлены на таблице. Последнее учащиеся смогут определить также по вопросам, которые даны в левой стороне таблицы.

Учащиеся под руководством учителя читают словосочетания (прилагательные и существительные): старого зимнего леса; устанавливают, что у прилагательных безударные окончания. Затем учащиеся читают первое словосочетание, данное в правой части таблицы: густого молодого леса. Дети устанавливают, что у прилагательных густого, молодого - окончания ударные. Учитель говорит детям, что безударные окончания прилагательных можно определить по ударным окончаниям, принимая последние как бы за образец (старого зимнего леса, как густого молодого леса).

Учитель обращает внимание учащихся на падеж, в котором употреблены прилагательные старого, зимнего, густого, молодого. Под руководством учителя учащиеся устанавливают по падежному вопросу и окончанию существительного лес, что указанные прилагательные в родительном падеже. Подобным же образом под руководством учителя устанавливаются окончания прилагательных в дательном падеже. Учащиеся анализируют прилагательные, данные в левой части таблицы (старому зимнему лесу), отмечают, что у прилагательных безударные окончания; затем читают соответствующие прилагательные в правой части таблицы, отмечают, что окончания прилагательных густому молодому (лесу) - ударные. Сравнивая между собой безударные и ударные окончания прилагательных в дательном падеже, ученики убеждаются в том, что они пишутся единообразно. Учащиеся делают вывод, что безударные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные. Анализ безударных и ударных окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах учащиеся смогут провести уже с большей самостоятельностью.

Целесообразно дать учащимся задания подобрать свои примеры прилагательных мужского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах, определить правописание их окончаний, пользуясь подстановкой прилагательных с ударными окончаниями (густого, молодого, густым, молодым, о густом, молодом и т. д.).

Желательно, чтобы данная таблица висела в классе в течение того отрезка учебного времени, когда идет изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Чем чаще учитель будет давать учащимся задания, требующие от них сопоставления безударных окончаний прилагательных с ударными, тем скорее дети запомнят как образцы (эталоны) данные на таблице прилагательные с ударными окончаниями (густого, молодого, густому, молодому; о густом, молодом). Это, несомненно, будет способствовать привитию учащимся навыков правописания.

Таблица 9 Проверяйте безударные окончания прилагательных ударными





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.