Поиск по сайту:



Методическое руководство Таблица 16 - Предложения простые и сложные
Таблица 16 - Предложения простые и сложные Печать

Таблица 16 Предложения простые и сложные

Таблица дает понятие о сложном предложении (сложносочиненном) без союзов и с союзами и, но; знакомит учащихся со способами образования сложных предложений и со знаками препинания в них. Таблица состоит из двух частей. В левой части даны два простых предложения; в правой части —три сложных предложения, которые образованы двумя способами из указанных простых предложений без союзов и при помощи союзов и, но.

Таблица используется при знакомстве учащихся со сложными предложениями.

Учитель предлагает учащимся прочитать на таблице два простых предложения: Подул сильный ветер. Пошел теплый дождь. Учащиеся устанавливают, что эти предложения простые. Затем читают в правой части таблицы предложение (в рамочке). Под руководством учителя учащиеся разбирают это предложение, находят подлежащее, сказуемое. Учитель обращает внимание учащихся на то, что это предложение сложное, оно распадается на два простых предложения; каждое простое предложение имеет подлежащее и сказуемое: ветер подул, дождь пошел. Одна часть сложного предложения соединяется с другой союзом и. «А чем отделены друг от друга эти две части сложного предложения?» - спрашивает учитель и показывает на таблице запятую. Учащиеся устанавливают, что одна часть сложного предложения от другой отделяется запятой; запятая ставится и перед союзом и.

Подобным же образом читаются и разбираются два других сложных предложения, данных в этой части таблицы: Подул сильный ветер, но дождь пошел теплый. Подул сильный ветер, пошел теплый дождь. Анализируя эти предложения, учащиеся приходят к выводу, что простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться союзами и, но или только интонацией, без союзов: Подул сильный ветер, пошел теплый дождь.

В любом случае простые предложения, входящие в состав сложного, друг от друга отделяются на письме запятой, при чтении - голосом.

В результате анализа таблицы учащиеся должны ответить на вопросы:

  • 1) каким способом соединяются простые предложения в сложном? (При помощи союзов или без союзов - интонацией.)
  • 2) каким знаком препинания отделяются друг от друга простые предложения в сложном? (Запятой.)

После разбора таблицы можно продолжить упражнения. Учащиеся составляют и записывают сложные предложения. Затем учитель дает учащимся примеры сложных предложений, которые дети анализируют, записывают под диктовку. Например: «Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит» и т. п. Подобные примеры можно выбрать из произведений русских и советских поэтов и писателей. Есть они и в учебнике русского языка для III класса в § 30.

Таблица 16 Предложения простые и сложные





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.